Сельское хозяйство и ветеринария

Стартовал первый проект по прогнозированию профессиональных компетенций у будущих специалистов по направлению сельско-хоязйственного и ветеринарного цикла: по направлению (агрономия, защита и карантин растений, технология животноводства, лесные ресурсы, охота и пчеловодство, ветеринария).

Сроки проекта: 01.03.2023г. – 31.05.2023г.  Цель проекта: совместными усилиями с общественностью получить объективное знание по прогнозированию трансфессиональных компетенций у будущих специалистов сельско-хоязйственного и ветеринарного направления, которые будут востребованы в будущем на рынке труда.

Вопросы для обсуждения:

1) Какими  трансфессиональными (универсальными) компетенциями, на ваш взгляд, необходимо овладеть специалисту сельско-хоязйственного и ветеринарного направления, чтобы в будущем быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда? Почему?

2) Какие дисциплины необходимо внедрить в образовательные программы сельско-хоязйственного и ветеринарного направления, чтобы повысить качество профессиональной подготовки?

39 комментариев к “новости сельско-хоз”

  1. Каждое предприятие стремится производить конкурентоспособную продукцию для продажи на внешнем рынке. Успешно развиваться могут только те предприятия, которые располагают своевременной информацией о внешней и внутренней среде, окружающей бизнес. Поэтому специалистам сельского и ветеринарного профиля необходимы умения продвигать переработанную сельскохозяйственную продукцию на внешний рынок.

  2. Cпециалистам сельскохозяйственного и ветеринарного профиля необходимы умения познания экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды.

  3. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК численность населения в Казахстане постоянно увеличивается, что увеличивает спрос на сельскохозяйственную продукцию, а существующие сельскохозяйственные предприятия неспособны обеспечить жителей страны необходимыми объемами продукции. В результате это привело к тому, что около 50% продуктов сельского хозяйства в Казахстане вынуждена импортироваться. Поэтому в сельхозпредприятиях будут востребованы специалисты, умеющие планировать производство в соответствии с конкретными потребностями определенного рынка.

  4. В условиях глобализации внутренних и внешних рынков и развитии информационных сервисов трансформируется само понимание организации логистической системы сельскохозяйственного предприятия. Умение перераспределять логистические риски и обеспечивать трансформацию структуры логистических издержек сельхозпредприятия особенно востребованы в АПК.

  5. Изменение климата требует новые способы защиты и условий карантина растений, животных, чтобы они могли справляться с засухой, морозом и другими катаклизмами природы. Pнания о закономерностях изменения климата и умения прогнозировать последствий климатического изменения на сохранность флоры и фауны будут востребованы руководителями сельхозпредприятий, фермерств.

  6. В настоящее время происходит активная цифровизация сельского хозяйства. Цифровизация касается всего цикла растениеводства и животноводства. Это планирование посева, расчет корма для скота, цифровое моделирование урожая, автоматизированные поливы и т.д.
    Прогнозируется, что через 10 лет при прочих равных условиях более 80% казахстанских сельхозпредприятий будут использовать в своей работе digital-решения. Поэтому будущим специалистам сельского и ветеринарного профиля необходимо владеть IT- технологиями.

  7. Вот перечень универсальных компетенций , которыми должен владеть любой специалист, в том числе “сельско-хоязйственного и ветеринарного направления” : Экологическое мышление; Управление проектами; Системное мышление; Работа с людьми; Работа в условиях неопределенности; Программирование, искусственный интеллект, робототехника; Мультиязычность и мультикультурность; Межотраслевая коммуникация; Клиентоориентированность; Бережливое производство

  8. Знания современных сельхозтехнологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы сельхоз предприятий, дают возможность чувствовать себя уверенно и быть востребованным в своей профессии.

  9. Компетенция необходима выпускникам ОП “Сельское хозяйство”:
    1) содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
    2) эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

  10. У выпускника вуза по образовательной программе “Сельское хозяйство” должна быть сформирована общепрофессиональная компетенция – владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области сельского хозяйства, агрофизики, защиты растений, селекции и генетики сельскохозяйственных культур, почвоведения, агрохимии, ландшафтного обустройства территорий, технологий производства сельскохозяйственной продукции.

  11. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении
    исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
    Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, должен:
    ЗНАТЬ: основные методы научно-исследовательской деятельности.
    УМЕТЬ: выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне
    зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач.
    ВЛАДЕТЬ: навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств
    решения задач исследования.

  12. В результате освоения ОП по направлению подготовки Агрономия (профиль «Биологизированные технологии в органическом и традиционном земледелии») у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные
    компетенции в соответствии с установленными видами деятельности. Например, к универсальным компетенциям выпускников можем отнести:
    – осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
    – управление проектом на всех этапах его жизненного цикла;
    – организация и руководство работой команды, выработка командной стратегии для достижения поставленной цели;
    – применение современных коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и – профессионального взаимодействия;
    – анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
    – определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.

  13. Глубокие агрономические знания и понимание влияния каждого действия на финансовый результат.
    Работодатели, от фермерских хозяйств с 10 000 га земель в обработке до агрохолдингов, ищут агрономов и специалистов по производству с глубокими современными знаниями в выращивании конкретных культур. Востребованными становятся специалисты, которые постоянно учатся новому, ищут сообщества экспертов и готовы внедрять новые решения. Это кажется банальным, но на самом деле на собеседованиях мы нередко видим протест в виде “Я 20 лет так делал” или “С погодой не повезло”. Такие аргументы не устраивают работодателей. Они ищут тех, кто будет думать как предприниматель, то есть оценивать каждый шаг с позиции того, как он повлияет на конечный результат, где можно сократить расходы, где увеличить, но так чтобы и урожайность выросла.

  14. Умение работать с цифровыми инструментами.
    Многие агрономы, особенно с большим агрономическим опытом, с опаской относятся к современным цифровым инструментам работы – не доверяют. У владельцев агрокомпаний другое видение. Они хотят прогнозировать результат и уменьшать потери. Все чаще появляются вакансии с требованиями уметь работать в системах Cropio, Farmers Edge, “СкайСкаут” и других программах. Приоритет у тех, кто умеет пользоваться или готов учиться и реально использовать в работе.

  15. Готовность пользоваться услугами агроконсультантов.
    Рынок агроконсалтинга в России растет с каждым годом. Еще в 2014 году направление агроскаутинга внедряли единичные агрохолдинги. Сейчас мы наблюдаем тренд на использование агроскаутинга, как среди крупных компаний, так и среди фермерских хозяйств. В связи с этим возникает недопонимание: агроном хозяйства считает, что его технология выращивания верная, в то время как внешний эксперт, которого приглашает собственник, говорит о том, что есть возможности оптимизировать затраты и сделать по-другому. Поэтому работодатели с большим интересом относятся к соискателям, готовым работать с внешними консультантами и принимать чужую точку зрения.

  16. Умение работать в команде.
    Работодатели отдают приоритет соискателям, которые умеют договариваться с другими сотрудниками, организовывать работу трактористов или сотрудников хозяйства. В бизнес-среде эта компетенция относится к так называемым “мягким” навыкам, то есть тем, которые связаны с проявлениями характера и взаимодействием с другими людьми. Мы рекомендуем развивать умение договариваться, выслушать позицию коллег, подбодрить и мотивировать, если нужно.

  17. Знание английского языка.
    Этот навык меньше относится к специалистам, которые занимаются выращиванием культур. Однако, если вы ищите работу в семенных компаниях, на производствах средств защиты растений и удобрений или в ИТ-компаниях, которые разрабатывают digital-инструменты для сельского хозяйства, скорее всего у вас спросят про владение английским языком. Это связано с тем, что передовые технологии в АПК разрабатываются в первую очередь в Европе, США и Латинской Америке. Поэтому часто для обмена опытом российские компании приглашают консультантов из других стран или имеют головные офисы за рубежом. Чтобы не привлекать переводчиком, ищут специалистов уже со знанием языка или готовых его учить.

  18. Пять отмеченных компетенций – это тренд в отрасли, который виден из описания вакансий и анализа навыков успешных кандидатов. По нашему мнению , сельское хозяйство не может развиваться обособленно от других секторов экономики. Перечисленные выше желаемые умения специалистов во многом сопоставимы с тем, что происходит в других сферах. Востребованными остаются те, кто идут в ногу со временем и постоянно обновляют свои знания.

  19.  «Аграрная отрасль сегодня — это инженерный хай-тек. В сельском хозяйстве применяется все больше и больше инженерных решений. Это и живые системы, и генетика. Поэтому в программу обучения включаются инженерные предметы»,

  20. Новые технологии как в животноводстве, так и в растениеводстве позволяют молодым профильным специалистам повышать эффективность своего труда и увеличивать результаты для сельхозпроизводства, снижая себестоимость и издержки при помощи современных инструментов. Как пример: современный метод дифференцированного внесения пестицидов и питания растений. Специалисту необходимо изучить такой подход и получить необходимый багаж знаний и опыта, но в перспективе применение этих методов поможет существенно улучшить качественные показатели урожайности.
    Самое главное – это желание работать в агробизнесе, быть активным, коммуникабельным, целеустремлённым и ответственным, быть открытым к получению новых знаний, умений и навыков.

  21. Среди важных личных качеств в профессии агронома:
    инициативность
    ответственность
    энтузиазм
    оперативность
    внимательность
    легкость на подъем
    аналитический склад ума
    самодисциплина
    скрупулезность
    коммуникабельность
    творческое мышление
    наблюдательность
    организаторские склонности
    способность принятия действенных нестандартных решений в экстремальных условиях

  22. Зоотехник-селекционер: ключевые навыки (key skills): работа в команде, умение работать в команде, пользователь пк, работа с большим объемом информации, мобильность, ведение документации, организаторские навыки

  23. У агронома должны быть и гибкие навыки — soft skill. В первую очередь это умение работать в команде. Агроном только планирует мероприятия по выращиванию сельскохозяйственных культур, а реализует их персонал мероприятия: овощеводы, хлеборобы, садоводы, операторы с/х-техники и многие другие. Соответственно, работникам нужно грамотно доносить цели, задачи, порядок выполнения различных процедур, указывать на ошибки, избегая конфликтных ситуаций. Важно для агронома уметь контактировать и с руководством предприятия, например, доносить до него целесообразность применения и финансирования новых технологий, культур, средств, техники.

    Агроному важно развивать в себе наблюдательность, аналитические навыки. Он должен замечать малейшие изменения в состоянии растений и в почве, сравнивать урожайность разных лет, вести дневники, проводить эксперименты. Это позволяет выбирать самые эффективные технологии возделывания конкретных почв и культур, выработать действенные методы профилактики против болезней или вредителей, добиться высоких урожаев.

    Хороший агроном умеет учиться и адаптироваться к изменениям. Сельское хозяйство — это не та сфера, где выучившись один раз можно годами работать по заранее известной схеме. Агроному каждый сезон приходится внедрять в свою работу новые технологии растениеводства, пробовать новые сорта, удобрения, инсектициды. Чтобы идти в ногу с отраслью, нужно постоянно учиться — как самостоятельно, так и на курсах повышения квалификации, мастер-классах.

    Еще один ключевой навык агронома — способность быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях. В сельском хозяйстве нередки различные ЧС: от заморозков, неожиданно ударивших в конце мая, до поломок техники в разгар страды. Хороший специалист должен не паниковать при возникновении таких проблем, а уметь оперативно найти пути их решения.

  24. В сегодняшних тенденциях, уровень развития Soft skills имеет преимущественное значение, чем узкие технические (технологические) навыки Hard skills. т.к. обучить Hard skills менее затратно и быстрее, чем привить и отработать Soft skills.
    Лучшие Soft Skills навыки, востребованные на рынке труда:
    1. Коммуникационные навыки.
    2. Компьютерная и техническая грамотность.
    3. Межличностные навыки.
    4. Адаптивность.
    5. Навыки исследования.

    1. Да еще можно добавить:
      1. Навыки управления проектами.
      2. Умение решать проблемы.
      3. Экспертиза и совершенствования бизнес-процессов.
      4. Сильная трудовая этика.
      5.Эмоциональный интеллект.
      Эмоциональный интеллект — это очень популярный навык, который относится к вашим социальным навыкам, социальной осведомленности и способностям самоуправления. Эмоциональный интеллект обычно является чем-то, что проявляется в реальных взаимодействиях с коллегами, клиентами, с руководителем, чувством такта и своевременности реакции. Главное здесь то, что вы управляете эмоциями, а не они вами.

  25. Высоко ценятся работодателями три вида компетенций сотрудника:
    – профессиональные, то есть известные hard skills, помогающие учителю учить, автомеханику – ремонтировать машины, врачу – лечить и т.п.;
    – цифровые (digital), иначе – знание базовых компьютерных программ и умение работать с техникой;
    – компетенции soft skills, не имеющие непосредственного отношения к роду деятельности человека и его служебным обязанностям, но оказывающие влияние на его карьеру в целом.

    1. Soft Skills это:
      – коммуникабельность;
      – способность работать в коллективе;
      – эмоциональный интеллект;
      – умение обрабатывать полученную информацию;
      – нестандартное творческое мышление;
      – эмпатия;
      – личная эффективность.

      1. На самом деле в каждой организации имеется свой перечень важных Soft Skills, которыми, по мнению работодателя, должны обладать сотрудники. Вот наиболее популярные:
        умение взаимодействовать с клиентом и учитывать его потребности;
        организаторские способности;
        лидерские качества;
        умение координировать деятельность коллектива;
        работа в режиме многозадачности;
        навыки планирования;
        способности к обучению;
        искусство находить дополнительные возможности для достижения цели;
        понимание социальных особенностей общества;
        аналитический склад ума;
        навык логичного и последовательного выражения своих мыслей;
        адекватное восприятие окружающей действительности и поступающей информации;
        нацеленность на результат.

      1. Волевые качества
        Именно с их помощью человек достигает результата:
        позитивный настрой на успех;
        искусство распоряжаться своим временем;
        умение быстро находить решение нетривиальных проблем;
        настойчивость;
        усидчивость и прилежание, что особенно важно, когда приходится выполнять однотипную работу;
        организованность;
        правильная расстановка приоритетов;
        умение переключаться между задачами.

  26. Все просто – такой человек умеет наладить контакт с коллегами, разумно провести переговоры с клиентами, грамотно определить объем поставленных перед ним задач и выработать эффективную стратегию действий. И все это в совокупности влияет на производительность всей команды.

  27. Умение аргументировать свою позицию и убедить в своей правоте окружающих – это качества, которые ценятся в любой сфере деятельности. С помощью разумных доводов можно повлиять на действия других людей и заставить коллектив работать слаженно во имя достижения общих целей.

    1. Работодателям нужны сотрудники и менеджеры, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта. Все потому, что это влияет не только на производительность на работе, но и на то, как человек общается со своими коллегами и клиентами.

  28. Способность креативно мыслить позволит вам найти новаторский подход к решению задач. Этот мягкий навык особенно полезен в сфере digital, поскольку чаще всего именно нестандартные идеи приводят компанию на новый уровень развития, обеспечивают ей приток новых клиентов и, как следствие, прибыль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх